Коммуникативные учебные действия учащихся на уроке.
План.
1. Основные понятия и виды коммуникативных учебных действий у учащихся.
2. Методы и способы формирования коммуникативных умений.
3. Примеры заданий и уроков.
4. Критерии сформированности у учащегося коммуникативных учебных действий.
… Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.
Л. Успенский

1. Основные понятия и виды коммуникативных учебных действий у учащихся.
В эпоху научных достижений, когда любую информацию человечество научилось получать легко и быстро, умение общаться становится всё более ценным навыком. В ФГОС второго поколения особое внимание уделяется формированию коммуникативных учебных действий. В блоке коммуникативных УУД «выделяется социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми».
Разберемся с понятиями «компетенция», «социальная компетенция», «коммуникативная компетенция». Компетенция — это личностная способность человека, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению решать определённые задачи. Такое определение дается учеными в работе «Мониторинг качества образования». Исходя из этой формулировки, можно сделать вывод, что понятие «компетенция» относится к области навыков и умений.
«Социальная компетенция означает способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми. Желание вступить в контакт обусловливается наличием потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею» - такое определение дает толковый словарь.
В педагогике употребляется и понятие «коммуникативная компетенция», и это понятие относится к речевой коммуникации и представляет собой совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека.
В тоже время коммуникативная компетентность - это умение ставить и решать много¬образные коммуникативные задачи. Уже в основной школе учащиеся должны владеть умением устанавли¬вать и поддерживать необходимые контакты с другими людь¬ми. В основе этого умения, как правило, лежит умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого пове¬дения.
Ведущие отечественные педагоги определили шесть ключевых компетенций, которыми должны владеть учащиеся по окончании основной школы. Из них две относится к области коммуникативных действий. Первое – это общение, взаимодействие и умение пред¬ставлять, сообщать в письменной и устной формах, исполь¬зовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Второе – это работа в группе, т.е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивному результату. А. Г. Асмолов определил более подробно конкретный состав коммуникативных действий, которые должны освоить учащиеся на протяжении периода школьного обучения.
1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совме¬стной деятельности или обмену информацией — это умение:
- слушать и слышать друг друга;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и выска¬зывать своё;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогичес¬кой формами речи в соответствии с грамматическими и син¬таксическими нормами родного языка.
2. Способность действовать и уметь согласовывать свои действия предполагает:
- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
- готовность к обсуждению разных точек зрения и выра¬ботке общей (групповой) позиции;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки
зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и
отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов
образом.
3. Организация и планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками — это:
- определение цели и функций участников, способов вза¬имодействия;
- планирование общих способов работы;
- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- способность с помощью вопросов добывать недостаю¬щую информацию (познавательная инициативность);
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре¬шения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотруд¬ничества и проектные формы работы) — это умение:
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотруд¬ничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить про¬дуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.
5. Следование морально-этическим и психологическим
принципам общения и сотрудничества — это:
- уважительное отношение к партнёрам, внимание к лич¬ности другого человека;
- адекватное межличностное восприятие;
- готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- стремление устанавливать доверительные отношения и находить
взаимопонимание.
6. Речевые действия как средства регуляции собственной
деятельности — это:
- использование адекватных языковых средств, для ото¬бражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
- описание и объяснение учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значе¬ний.
Коммуникативные действия делятся на 3 вида:
1. Коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
2. Коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
3. Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
2. Методы и способы формирования коммуникативных умений.
Сегодня в системе образования внедряются стандарты второго поколения, которые направлены на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной составляющей образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и специалисты-практики. Коммуникативные учебные действия являются метапредметными и формировать их следует на всех учебных предметах. Перед учителем встает вопрос, какие же методы и формы работы являются необходимыми и достаточными для развития коммуникативной компетенции учащихся в ходе образовательного процесса.
На уроках биологии есть все возможности работать в этом направлении и формировать коммуникативные умения, учить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Для развития ключевых компетенций на уроках биологии необходимо: создание условий, апробирование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета. Все методы и способы формирования коммуникативных умений учащихся состоят в том, что они направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Учитель должен понимать, что использование образовательных технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. Методы, способствующие формированию коммуникативных учебных действий, делятся на группы.
1.Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
Все виды пересказа - монологическая речь.
Все формы учебного диалога.
Доклады и сообщения.
Ролевые и деловые игры.
Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов.
Обсуждение, дискуссия, диспут.
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях.
2. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
Сочинения и изложения на биологические темы, написание эссе.
Подготовка заметок и статей в СМИ.
Телекоммуникационные тексты, сообщения.
Рассмотрим эти действия. Монолог и диалог.
Умение грамотно и лаконично излагать свои мысли - одно из главных требований современной жизни и ФГОС.
Самая важная и самая первая характеристика монолога – целенаправленность. Ведь прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни человек хорошо понимает, зачем он это делает и произносит его только в том случае, если действительно считает это необходимым. На уроке же необходимо создать речевую ситуацию, чтобы монолог был целенаправленным.
Любой монолог должен обладать следующими характеристиками:
1. Целенаправленность.
2. Непрерывный характер.
3. Логичность.
4. Смысловая законченность.
5. Самостоятельность.
6. Выразительность.
Ключевая роль в формировании этого учебного действия принадлежит учителю.

Учитель должен

1. сделать анализ услышанного
2. исправить все недочеты
3. оказать помощь в выборе правильных слов и терминов

Учащийся должен знать, какие требования предъявляются к речи

1. грамотность
(научность)
2. ясность и точность, чистота речи
(избегать слов-паразитов)
3. выразительность и богатство языка

Обучение диалогу. В формировании коммуникативных учебных действий в использовании на уроке монолога и диалога есть много общего, но, тем не менее, на уроке диалог представляет для учащихся больше трудностей, чем монолог. Безусловно, многое зависит от особенностей ситуации, психологических особенностей личности учащихся, множества других факторов, но объективные трудности овладения диалогической речью обусловлены характеристиками диалога.
Можно выделить следующие характеристики диалога:
Реактивность - умение спонтанно реагировать на реплики партнера, умение реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств.
Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Будь то монолог или диалог, именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.
Работа с текстом. Для формирования умения грамотно выражать свои мысли, интерпретировать чье-либо устное или письменное высказывания, безусловно, необходима работа с текстом. Понятно, что на уроках биологии подбирается только биологический текст, так как параллельно будут формироваться предметные знания.
При работе с текстом учащиеся учатся сравнивать, логически мыслить, овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи.
Совместная деятельность. Еще один метод формирования коммуникативных действия – это совместная деятельность. Одним из видов совместной деятельности является работа в парах. Пара - это работа двух учеников. В парной форме организационно-учебной работы осуществляется сотрудничество и товарищеская взаимопомощь. При таком виде деятельности учащиеся сплачиваются между собой, действуя согласованно и испытывая чувство ответственности за результат совместной деятельности. Деятельность учащихся в паре на уроке складывается из следующих компонентов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению задания.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в паре.
3. Работа по выполнению задания.
4. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в паре.
5. Общая дискуссия.
Игровые методы и приемы. Эффективны при формировании коммуникативных учебных действий игровые приемы независимо от возраста учащихся.
Игра – это то, средство, где воспитание и образование реализуется совместно. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга. В ходе игры предполагается планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. При этом и осуществляется формирование коммуникативных учебных действий.
На уроках уместно использовать разные виды игровой деятельности. Ролевая игра является совместной коллективной деятельностью. Для уроков биологии подойдут игры экологического, природоохранного, здоровьесберегающего характера. Учащиеся, в зависимости от темы урока, могут быть экологами, врачами, инспекторами, руководителями предприятий, юристами. В ролевых играх учащиеся сталкиваются с интересами своих партнеров и приучаются считаться с ними в совместной деятельности.
Сюжетная игра – направлена на выполнение определенной роли. В игре определенный сценарий, диалог. Форма игры может быть массовой. Во время урока-игры формируются следующие коммуникативные способности и качества учащегося:
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
- умение сопереживать, т.е. радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
- умение взаимодействовать и сотрудничать;
- умение оценивать себя и своих товарищей.
Игры на уроках - эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность, они способствуют развитию коллективной компетенции.
Также важным способом в формировании коммуникативных универсальных учебных действий являются ИКТ. Для этого, согласно требованиям нового Стандарта, на уроках должны организовываться следующие виды деятельности:
- обмен гипермедиа сообщениями (гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст и ссылки);
- выступление с аудиовизуальной поддержкой;
- фиксация хода коллективной и личной коммуникации;
- общение в цифровой среде: электронная почта, чат, видеоконференция, форум».
Согласно ФГОС, формирование ИКТ компетентности учащихся должно происходить в рамках системно-деятельностного подхода в процессе изучения всех предметов учебного плана, в том числе и на уроках биологии.
Применение информационных технологий на уроке выполняет ряд задач:
1. Усиливает передачу информации.
2. Расширяет иллюстративный материал.
3. Создает проблемные ситуации.
4. Усиливает эмоциональный фон обучения.
5. Формирует учебную мотивацию у учеников.
6. Позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися.
7. Материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета.
8. Способствует развитию творчества детей через создание образовательных информационных продуктов.
9. Способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.
В структуре готовности педагога к использованию ИКТ в образовательном процессе можно выделить следующие компоненты:
- Мотивационный (адекватное представление о роли информационных технологий в современном обществе, понимание целей, задач информатизации образования, желание активно участвовать в этом процессе).
- Целевой (четкое представление о целях и возможностях использования этих технологий в процессе преподавания конкретной дисциплины).
- Информационный (знание современных ЦОР (цифровых образовательных ресурсов), их образовательных и воспитательных возможностей, психолого-педагогических особенностей и способов использования).
- Деятельностный (умение работать с различными электронными средствами, создавать собственные продукты учебного назначения).
Компетенция учителя предполагает, что он должен:
- знать дидактические возможности компьютера;
- владеть методами использования компьютера в организации обучения;
- уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;
- уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;
- использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся.
Существуют разные формы использование ИКТ на уроках.
1. Мультимедийные презентации применяются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.
2. Самая востребованная программа в биологии Power Point, которая позволяет демонстрировать весь визуальный ряд представителей животного и растительного мира. Неоценима эта программа и в представлении исследовательских работ, так как сейчас везде требуется презентация работы на компьютере.
3. Электронные учебные пособия. Они позволяют делать включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала.
4. Создание сайта, который позволяет систематизировать накопленную информацию и использовать ее в режиме онлайн.
5. Интерактивная доска, с помощью которой возможно использование различных заданий и вариантов проверки универсальных учебных действий учащихся, а также проведение практических работ, подготовка учащихся к ЕГЭ, тесты.
XXI век будет веком, в котором на первое место будут выходить новые технологии. Мы видим, что уже сейчас компьютерные технологии занимают большое место в нашей жизни и школе. ИКТ - это будущее образовательного процесса нового столетия, которые дадут возможность не только получить качественное образование, но и свободно чувствовать себя в информационном обществе. Современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе.
Использование компьютерных технологий на уроках биологии - это существенное обновление содержания биологического образования, и поэтому преподаватель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий.
3. Примеры технологических карт, заданий и уроков формирования коммуникативных учебных действий.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта урока
Предмет:
Класс: 5 (ФГОС)
Тип урока: урок изучения учебного материала.
Тема урока
Цель урока
Задачи урока Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Формирование УУД Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Основные понятия
Ресурсы УМК:

Формы урока Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально.
Методы Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проектный.

Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Проверка выполнения домашнего задания

4. Изучение нового материала

5. Практическая часть урока

6. Закрепление материала

7. Домашнее задание
Домашнее задание
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.
-Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
-Определяют свое настроение в конце урока. Познавательные УДД
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения.
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело.

4. Критерии сформированности у учащегося коммуникативных учебных действий.
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Владение монологической и диалогической речью. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).
Составление плана, тезисов, конспекта.
Демонстрация примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Post Author: Администратор