Оценивание результатов образования по ФГОС Результаты образования по ФГОС

Оценивание результатов образования по ФГОС

Результаты образования по ФГОС

Предметные Метапредметные Личностные

Знания, умения и Универсальные Социально и
навыки конкретных
учебные действия нравственно
предметов в
(общеучебные обусловленные
соответствии с
программами умения) внешние
1. Регулятивные (поведенческие)
качества человека
2. Познавательные

3. Коммуникативные
1. Виды деятельности по получению нового
знания в рамках Нравственно и
учебного предмета социально
2. Преобразование и обусловленные
Межпредметные внутренние качества
применение нового

знания в учебных, умения человека (ценности,
учебно-проектных и убеждения,
принципы)
социально-проектных

ситуациях

3. Формирование научного типа
мышления Надпредметные
умения

Метапредметные результаты образования

Универсальные учебные действия (общеучебные умения)

1. Регулятивные УУД (учебно-организаторские) – организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда, принятие учебной цели, выбор способов деятельности, планирование, организация, контроль учебного труда.

2. Познавательные УУД – сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, классификация, типологизация, систематизация.

3. Коммуникативные УУД – формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Смысловое

чтение, усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи, умение слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, вести диалог.

Межпредметные умения

1. Формировать измерительные, конструктивно-технические, измерительно-вычислительные, графические, проекционно-изобразительные и другие действия;

2. Устанавливать причинно-следственные связи;
3. Связывать между собой и обобщать предметные знания физики,

химии, математики, или литературы, русского и иностранных языков, истории, обществознания, для того, чтобы видеть физический объект или текст в единстве его многообразных свойств и отношений

Надпредметные умения

1. Запоминать устный и письменный текст, изготавливать подобия-макеты

2. Ставить вопросы и формулировать учебные задачи, проблемы, проектные задания;

3. Отвечать на вопросы и решать задачи не репродуктивного характера, формулировать гипотезы;

4. Составлять простой, сложный план, тезисы, конспект, реферат, алгоритм, программу;

5. Выделять главную мысль структурной единицы текста и текста в целом;
6. Сворачивать текст в резюме, понимать и формулировать инструкции;

7. Пересказывать текст устно и излагать письменно; сравнивать альтернативные варианты поиска и (или) решения;

8. Создавать проекты;
9. Принимать решения в ситуации выбора и т.п.

Новые обязательные требования стандарта к уроку

1. Знание главного объекта/ субъекта своей работы – ученика – и использование этого знания при осуществлении урока;

2. Оказание помощи детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала;

3. Продумывание, формулирование и реализация ценностных оснований содержания учебного материала;

4. 4. Обязательное включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных на уроке знаний в не зазубренной по образцу, а только в незнакомой, действительно новой ситуации;

5. 5. Стремление добиваться действенного воспитательного и
развивающего влияния личности самого учителя на учащихся.
Говоря современным языком ФГОС:

• Оцениваться должны не воспроизведенные по образцу знания и

умения, а только их использование в новой (незнакомой) ситуации. Умение ученика использовать конкретные предметные знания одного или одновременно двух и более предметов в полностью незнакомой ситуации

и есть интегрированный, объединенный показатель сформированности его предметных, метапредметных и личностных компетентностей. Способность ученика оперировать (пользоваться) полученными знаниями

и умениями для решения незнакомых ему учебных ли, жизненных ли проблем – это и есть главный показатель всех требований ФГОС.

…Поверил
Я алгеброй гармонию.

А.С.Пушкин

Как в предметных, метапредметных и личностных результатах оценить то, что невозможно измерить?
Терминология:

• Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, зафиксированными в учебной программе. Оценка происходит в ходе процедуры контроля.

• Отметка - это условная количественная мера оценки, обычно выраженная в баллах.

Предметные результаты
• 4 классы - ВПР

• 9 класс – ОГЭ
• 11 класс – ЕГЭ

• Для учащихся всех классов предметные результаты определяются традиционными способами: письменные контрольные работы, тестирование, устные опросы, общественные смотры знаний, мониторинги качества знаний, зачеты, собеседования по итогам

отчетного периода, педагогическое наблюдение, анализ отношений и поступков детей.

Предметные результаты обычно оцениваются отметкой по 5 – бальной шкале. До внедрения ФГОС считалось, что это является именно количественным измерением результата. Но результаты ГИА (и даже отметку за год) только условно можно назвать количественным результатом.

• В педагогике, как в общественной науке и практике, нет количественно измеряемых показателей, касающихся обучаемости, обученности, воспитанности, развитости ребёнка.

• Предлагаемые разными авторами различные показатели, индикаторы, признаки, свойства – все это качественные (квалиметрические) описательно оцениваемые критерии

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных

теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных

теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки выполнения практического задания Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны

правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена.

Критерий оценки выполнения тестового задания

При выставлении оценок желательно придерживаться общепринятых соотношений:

50 – 70% - «3»
71 – 85% - «4»
86 – 100% - «5»

Применение компьютерного тестирования позволяет выставлять более объективные отметки, а также дает ученикам дополнительную возможность исправить отметку при повторном тестировании. Некоторые учащиеся, даже получив от компьютера отметку «пять» за 90% правильных ответов, делают повторные попытки добиться 100% выполнения задания.

Можно ли сравнивать детей между собой? Современная педагогика и психология отмечают, что постоянный показ недостатков одних учеников и достоинств других , неблагоприятно сказывается на межличностных отно-шениях в классе и нравственном развитии каждого ученика. Лучше сравнивать отношение к учебе, добросовестность, старательность, ответственность, трудолюбие, а поощрять надо сотрудничество и взаимопомощь. В условиях личностно-ориентированного обучения происходит интеграция количественной и качественной оценок, перенос

акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио (коллекция работ учащихся, демонстрирующая усилия, прогресс или достижения в определенной области) На уроках информатики в качестве портфолио выступает личная файловая папка, содержащая все работы,

выполненные учеником течении учебного года или нескольких лет обучения.

Правила выставления оценок и отметок

1) Контроль и оценка должны быть систематическими и охватывающими все важнейшие элементы знаний, умений и навыков.

2) Оценка должна проводиться в сочетании личностного и нормативного способов. Применение контролирующих компьютерных программ не исключает оценки работы ученика со стороны учителя.

3) Оценка и отметка должны быть гласными. Для чего можно применять ведомость открытого учета знаний (по В.Ф. Шаталову).

4) Проводя контроль и оценку знаний, учитель должен стремиться к тому, чтобы его контроль постепенно заменялся взаимо- и самоконтролем, самооценкой. Для этого следует обучать учащихся такой форме учебной работы, указывать способы контроля и оценивания.

5) Давайте возможность ученикам неоднократно пересдавать задания с целью повышения оценки.

6) Сочетайте разнообразные методы, формы и средства контроля, гибко меняйте тактику при выставлении отметок.

Результаты образования

Любые результаты образования можно различать по способу и возможности (невозможности) определения:

I группа – РО, которые можно определить количественно, в абсолютных значениях, в % или каких-то иных измеряемых параметрах.

II группа – РО, которые можно определить только квалиметрически, т.е. качественно, описательно или в виде балльной шкалы, где любому баллу соответствует определённыё уровень проявления качества. Может быть использована уровневая шкала с самым разнообразным набором этих качественно описанных уровней (высокий, средний, низкий, необходимый, достаточный, оптимальный (т.е. необходимый и достаточный), допустимый, недопустимый…

III группа – РО, которые невозможно легко и явно обнаружить, они часто не видны, так как относятся к внутренним, глубинным переживаниям личности школьника.

Эти результаты невозможно точно спрогнозировать, можно только создать условия для того, чтобы они возникали (если речь идёт о положительном эффекте), или наоборот – устранять предполагаемые условия, из-за которых появляются отрицательные эффекты.

Оценивать, а не измерять!

Как определять результаты образования неколичественными, неизмеряемыми способами?

Использовать уровневый подход. Для оценки каждого метапредметного, личностного (и даже предметного результата) использовать уровневую шкалу. Например, из трёх уровней: высокий, средний, низкий. Далее определяются параметры, позволяющие отнести результат к тому или иному уровню.
Учителя договариваются:

Будем считать, что ученик владеет умением сравнивать на высоком уровне, если…; на среднем уровне, если…; на низком уровне, если….

Умение выделять существенное

в изучаемом материале (для учащихся 5 класса)

• Высокий уровень – ученик легко и быстро выделяет существенные особенности изучаемого материала, дает названия прочитанным отрывкам текста, составляет простой и сложный план его изложения, коротко излагает главное содержание текста, делает вывод из развернутого изложения проблемы, может завершить рассуждение;

• Средний уровень – ученик в основном справляется с выделением главного, существенного в изучаемом материале, упоминая при этом отдельные второстепенные детали, легко составляет простой план, но испытывает трудности при составлении сложного. Но эти недоработки не сказываются на дальнейшем усвоении главного содержания материала;

• Низкий уровень – ученик может выделить главное, существенное в изучаемом материале лишь по образцу, действуя по памяти (повторить слова учителя, запомнить напечатанное жирным шрифтом), самостоятельно не справляется с выделением существенных особенностей изучаемого материала, для него нет разницы между второстепенными деталями и главным в изучаемом материале. При достаточном усердии старается «выучить» материал от начала до конца, при задании кратко пересказать материал пытается передать его целиком наизусть.

Умение мыслить самостоятельно
(для учащихся подростковых классов)
• Высокий уровень – ученик владеет универсальным умением

«переноса», может использовать знания в нестандартной, новой ситуации, умеет сам сформулировать задачу и способы её решения, активно рассуждает, высказывает предположения, стремится дополнить ответы товарищей, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность, элементы рационализации и изобретательности при выполнении заданий и упражнений.

• Средний уровень – ученик может использовать знания в адаптированной учителем частично новой ситуации, стремится самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, решает задачи, несмотря на встречающиеся трудности, не обращается сразу к ответам, составляет задачи по аналогии.

• Низкий уровень – ученик остается в рамках репродуктивного способа мышления, действует только по образцу, стремится заимствовать готовые решения, при первых же затруднениях обращается за

помощью, нуждается в постоянной опеке, самостоятельно не может составлять задачи даже по аналогии

Умение рационально организовать учебную работу в школе и дома (для учащихся всех возрастов, начиная с 3 класса)

• Высокий уровень – рационально распределяет время для выполнения задания, начинает работу с интересных и наиболее трудных заданий, с изучения теории, а затем выполняет упражнения, всегда имеет при себе необходимые принадлежности, рационально располагает их, быстро готовит к работе, оперативно включается в выполнение заданий.

• Средний уровень – в основном выполняет перечисленные выше требования, но допускает некоторые отклонения, которые существенно не сказываются на результатах работы.

• Низкий уровень – не обладает большинством перечисленных признаков организации учебной работы, вынужден тратить на неё значительно большее время, чем большинство сверстников, из-за чего не успевает выполнить задания полностью.

Уровни сформированности мыслительных операций (УУД)
(уровневые шкалы разработала кпн С.Н.Распопова)
Мыслите Уровни
льные
операции
Высокий Средний Низкий

Анализ Легко и быстро Испытывает С трудом выделяет
разделяет целое на трудности при части. Требуется
части, выделяет разделении целого очень много
много признаков, на части, требуется времени, или
отличающих много времени для совсем не
части и целое выделения справляется с
признаков частей и заданием на анализ
целого объекта

Обобщен Легко и быстро Иногда испытывает С трудом
ие объединяет трудности в объединяет только
предметы и нахождении общих некоторые
явления по свойств предметов, предметы и

существенным явлений, тратит явления по какому-
признакам много времени на либо признаку или
эту операцию совсем не
справляется с
заданием

Сравнени Легко Устанавливает Не может
е устанавливает недостаточное правильно
много черт (малое) количество выделить черты
сходства и черт сходства и сходства и
различия объектов различия объектов различия объектов

Синтез Легко объединяет Не сразу замечает Не может
отдельные элементы, которые объединить
элементы в целое можно объединить, с элементы в целое
и самостоятельно трудом объединяет даже с помощью
называет это их в целое и только с учителя
целое помощью учителя

Классифи Легко и быстро В некоторых случаях С трудом
кация группирует или затрудняется группирует или
выстраивает сгруппировать или располагает
объекты по выстроить объекты объекты по каким-
заданному по каким-либо либо заданным
основанию и заданным основаниям, или
может сам найти основаниям совсем не
основание для справляется с
группировки заданием
объектов

Система критериального оценивания образовательных результатов

(Екатерина Машина, зам.директора по УМР, АНО «Школа “Премьер”», г. Москва)

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, отражающим достижения обучающихся по разным направлениям их развития. Критерии формулируются в соответствии с целями личностного развития, по каждому критерию выбираются показатели, а для каждого показателя должны быть предложены дескрипторы, в которых (для каждой работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания. Оценивание по любому показателю представляет собой степень приближения ученика к цели. Таким образом:

• критерии определяют цели изучения данного материала или выполнения того или иного проекта;

• показатель конкретизирует, что мы будем оценивать;

• уровневые дескрипторы устанавливают договорные отношения по уровню оценки: «что такое – хорошо, и что такое – плохо».

• При грамотном проектировании дескрипторов обучающиеся могут самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует их для достижения более высокого результата, появляется возможность рефлексии, осмысления результатов. Технология критериального оценивания используется в системе Международного бакалавриата. Она применяется в урочной и внеурочной деятельности, в проектно-исследовательской деятельности, при оценивании предметных и метапредметных результатов. Система успешно реализуется. Благодаря этому оценка образовательных результатов становится открытой и объективной.

Применение технологии в урочной деятельности

Обучающиеся заранее знают, чему должны научиться при изучении конкретной темы (метапредметные и предметные результаты) и на что им следует обратить внимание. То есть оценивание учитывает два компонента: знаниевый (предметный) и деятельностный (метапредметный).

Применение данной технологии помогает повысить мотивацию к обучению и познавательной деятельности. Снижается уровень тревожности, так как дети знакомы с требованиями к предлагаемому виду работы. С критериями оценивания учебных работ по своему предмету учитель знакомит учащихся на первых уроках в сентябре. Они вывешены на стенде в кабинете.

Перед каждой работой, знакомя с демоверсией и спецификацией, учитель обращает внимание на критерии. Ребята могут в любой момент к ним обратиться, это своего рода инструкция, эталон для них. При таком оценивании результаты сравниваются с эталоном, сравнение учеников между собой исключено.

Объективность оценивания

• Везде, где в процессе участвует человек. Оценки абсолютно объективными быть не могут, они всегда носят субъективно-объективный характер, и мы можем только повышать меру объективности. Объективность достигается не столько количеством людей, дающих оценки, сколько компетентностью экспертов.
• Машина (компьютер) тоже не всегда оценивает объективно и точно.

• Математические способы обсчета – это сего лишь механизмы обработки результатов и точности самих оценок не повышают. Главное
– грамотность выбора параметра, т.е. характеристик (показателей) того

или иного результата.

«Математика – та же мельница, перемелет что угодно. Главное, что в эту мельницу загрузят: положат зерно – получат муку, положат плевелы

– получат сор»

Академик А.Н. Крылов

Вывод:

• Оцениваться должны не воспроизведенные по образцу знания и умения, а их использование в новой (незнакомой) ситуации.

• Если предметное знание остается только репродуктивным (и ученик не может им оперировать), то оно никогда не сможет превратиться качества личности, т.е. не сможет стать личностным результатом. Путь от заученных предметных результатов к личностным лежит только через метапредметные.

• Никаких суммирований показателей каких бы то ни было результатов образования по ФГОС делать нельзя, поскольку речь идет об оценке компетенций, умений, имеющих различную сущность.

• Оценка результатов образования должна делаться на основе динамики изменения (оценка улучшилась, ухудшилась, осталась без изменений). Работа учителя и школы признается положительной, если по большинству результатов оценка не ухудшилась.

• Для самооценки освоенности ФГОС или оценки результатов по ФГОС учитель уже сейчас должен иметь для себя и критерии, и механизмы оценивания, которыми он пользуется.

• Если учитель не уверен в своей оценке, он обращается к собранию учителей, работающих в классе (педагогическому консилиуму).

• При оценивании личностных результатов , необходимо помнить, что все их оценить физически невозможно, да и не нужно, оцениваются те качества личности, которые являются главными, существенными.

Как оценивать результаты образования по ФГОС?

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. О. Бальзак

Алгоритм действий учителя

или годичной команды учителей класса (малый педсовет, консилиум)

1. Определить, что будет оцениваться: должно быть не репродуктивное воспроизведение знаний и умений по образцу, а их использование в новой ситуации.

2. Определить способ оценивания результатов образования по ФГОС: уровневая или балльная шкала, иное.

3. Определить качественные характеристики каждого уровня (или балла), с помощью которых и будет производиться оценка.

4. Провести начальную диагностику уровня развитости каждого результата (метапредметных умений), чтобы было с чем сравнивать.

5. Спроектировать (прогнозировать)минимальный и оптимальный результаты, которых может достичь ребенок по каждому из формируемых умений или компетенций, обязательно в зоне ближайшего развития каждого ученика.

6. Осуществить текущую (или промежуточную, конечную или итоговую) оценку овладения предметными, метапредметными или личностными результатами образования по ФГОС.

7. Определить (по анализу расхождений прогноза и реально достигнутого) причины неуспеваемости или недостижения прогнозированных выбранных метапредметных или личностных результатов.

8. Определить направление и перечень мероприятий (это должна быть взаимосвязанная система мер) по ликвидации дефектов обучения, воспитания и развития конкретного ребенка.

Применять интерактивные технологии оценивания

(Разнообразные методы, формы и средства контроля, например, крестики-нолики)

Литература

• Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2016
• Управление школой, № 4, 2016 г.

Post Author: Администратор