Современные образовательные педагогические технологии,Жаворонкова Елена Васильевна.
Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Деятельность обучающихся должна быть направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. Чтобы её решить, обучающимся требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

В своей деятельности я использую метод проектов как на уроках английского языка так и во внеурочной деятельности.

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник в начале 20 века в США. Его называли также методом проблем и он был связан с гуманистическими идеями в философии и образовании, разработанными американским педагогом Дьюи.

На современном этапе развития образования метод проектов можно определить как совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией получившихся результатов.

Считаю, что данный метод является наиболее эффективным в обучении иностранному языку и относится к такой организации обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Осуществление проектной деятельности делает процесс обучения интересным, развивает кругозор; путём такой деятельности обучающиеся становятся творческими исследователями и получают удовлетворение от работы. Считаю, что проектная деятельность школьников является одним из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения.

Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку, сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации, которые сейчас в богатом выборе. Одна из задач проектной деятельности является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Даже слабоуспевающие учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий.

Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это открытка, стенгазета или составление ребусов, кроссвордов и т.п. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, обсуждают его содержание и характер, цели.

Работа над проектом преследует следующие цели:

- формирование уважения к языку и культуре носителей языка;

- воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач;

- приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе со справочной литературой, зарубежными источниками информации;

- приобщение к активному участию в диалоге культур;

- развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению иностранного языка;

- развитие общеучебных умений (работа с учебником, сборником упражнений, книгой для чтения, справочной литературой, словарем);

- формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры.

В настоящее время существуют некоторые критерии для определения типов проектов:

-по характеру доминирующей деятельности: исследовательские (на решение исследовательской задачи или проблемы), прикладные- с чётким результатом деятельности и телекоммуникационные- с применением компьютерной телекоммуникации.

-по характеру-предметно-содержательной области-моно и метапредметные проекты

-по количеству участников-индивидуальные и групповые

-по продолжительности выполнения- краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

Работа над каждым проектом предполагает прохождение 5 этапов: Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт – Презентация. Иногда выделяют шестой этап-портфолио проекта.

Этап проектной деятельности

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1 проблема

Выбирают интересующую тему, задачу.

Обсуждают тематику и цель проекта.

Конкретизируют тему

Определяют проблему и вытекающие из нее задачи исследования

При необходимости осваивают новые знания, которые помогут определить проблему исследования

Просит обосновать актуальность выбранной темы.

Знакомит со смыслом проекта.

Помогает в определении предмета исследования.

Объясняет, какие дополнительные знания, умения должны быть освоены, чтобы можно было реализовать проект.

При необходимости формирует творческую группу-команду).

2 проектирование

Определяют предмет исследования

Формируют задачи.

Уточняют информацию.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Определяют, конкретизируют имеющиеся знания, умения, которые помогут в работе над проектом

Помощь наблюдение консультация

3 поиск информации

Изучают информационные источники по теме

Анализируют и находят нужную информацию

Извлекают главную и интересную информацию

Наблюдение совет консультация

4 продукт

Анализируют результаты исследования

Формируют выводы

Оценивают результаты проекта, сравнивают с предполагавшимися результатами, в случае несоответствия выясняют причины

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Принимает участие в обсуждении результатов работы над проектом

5 презентация

Защищают проект

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке.

Направляет процесс, если это необходимо.

Наблюдает.

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

В обучении иностранного языка метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.

Вместе со своими учениками я разрабатываю различные виды проектов в каждом классе. Темы проектов близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом. Школьники выполняют как краткосрочные проекты, так и долгосрочные. Обучающиеся под моим руководством работают над различными проектами на актуальные темы, которые учитывают возрастные и психологические особенности развития, направлены на воспитание гармонично-развитой личности и формирование положительных личностных качеств обучающихся.

Результаты работы обучающихся за 2013-2017 год:

- Защита проекта «Ты то, что ты ешь» на уроках английского языка для обучающихся 8-х классов с презентацией. Это прикладной, монопредметный, индивидуальный проект средней продолжительности в рамках темы «Моё здоровье».

Цель проекта: формирование у обучающихся ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

В процессе исследования авторам потребовалось решить следующие задачи:

- способствовать развитию творческих способностей детей;

-актуализировать и автоматизированить лексические знания по теме;

-развить навыки письменной и монологической речи, а также коммуникативными навыками.

Работа над проектом способствовала формированию следующих общеучебных умений:

-намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль;

-проводить анализ, обобщение, выявлять главное, существенное;

-высказываться устно в виде сообщения, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Продукт проекта был представлен как и в форме презентации, так и оформлен тематической стенгазетой.

-Проект « Хобби разных лет» Это прикладной, монопредметный, индивидуальный проект средней продолжительности в рамках темы « Наше свободное время». Целью этого проекта было собрать информацию о хобби обучающихся 5-6 классов школы № 10. В процессе работы над этим проектом было проведено анкетирование как метод исследования. Результаты проекта оформлены в виде графиков.

-Проект «Выдающиеся женщины Великобритании» на уроках английского языка для обучающихся 7-х классов с презентацией. Цель этого проекта –систематизировать информацию о выдающихся женщинах Великобритании: королевах, политиках, деятелей искусства, писательниц, учёных, актрис. Работа над проектов способствовала развитию культурологического и страноведческого кругозора.

В начальной школе я часто предлагаю обучающимся краткосрочные проекты с фото и рисунками в цикле завершающих уроков развития монологической речи по теме. Такие мини-проекты развивают творческие способности обучающихся и повышают мотивацию к изучению английского языка. Так обучающимися были выполнены проекты на темы:

« Моё семейное древо», « Класс моей мечты», «Мой Елец», «Мои обязанности в семье», « Правила безопасности в классе и школе», «Мои лучшие летние каникулы».

Также я использую проектные технологии в процессе организации учебно-исследовательской работы обучающихся, так как их ценность состоит в том, что они реализуются в деятельности.

-Исследовательская работа «история Петровского парка» долгосрочный проект обучающихся 10 классов. Эта работа не только позволила развить языковые способности, но и способствовала развитию знаний из области краеведения и истории родного города. Основной задачей учителя при этом было способствовать развитию патриотизма среди обучающихся старших классов. В работе представлена информация о происхождении названия парка, деятельности купцов Петровых, истории развития парка. В результате исследования накоплен большой наглядный материал.

-Исследовательская работа «Церкви Ельца. Разрушенные памятники архитектуры»- Исследовательский Долгосрочный групповой проект для обучающихся 8 классов на английском языке с презентацией. Цель исследовательской работы: изучить историю разрушенных церквей в городе Ельце. Задачи исследования: найти информацию о разрушенных церквях в различных информационных источниках; выявить какое влияние оказали эти памятники на культурное наследие города; собрать фотографии и чертежи церквей в разные годы. В работе представлена информация о разрушенных церквях, истории их строительства, месторасположения, внешнем убранстве; приведены интересные факты из истории их существования. В результате исследования накоплен большой наглядный материал. Обучающиеся успешно защитили свой проект на неделе науки и творчества на уровне школы.

-Исследовательская работа «Английский календарь. Что могут рассказать названия месяцев и дней недели?» _- исследовательский индивидуальный долгосрочный проект. Целью данного проекта стало формирование у обучающихся знаний из истории английского языка и уважения к языку и культуре носителей языка. Исследовательская работа состоит из 7 частей: Общая информация о календаре; этимология происхождения дней недели в английском языке; современный английский календарь. Отличительные особенности; этимология происхождения названий месяцев в английском языке; английские названия дней недели и месяцев в пословицах, фразеологизмах; заключение; список литературы.

- Исследовательская работа «Животные в английских пословицах и поговорках и их русские эквиваленты»- исследовательский индивидуальный долгосрочный проект. Автором проекта была представлена классификация и сравнительный анализ образов животных в английских и русских пословицах и поговорках и были выявлены причины сходства и различия в системах образов животных. Проект способствовал приобщению к активному участию в диалоге культур; формированию умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры, снятию национального барьера и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Также я активно применяю проектные технологии в качестве элемента урока. Урок с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует коммуникативные компетенции. Используя проектную деятельность, удаётся творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование. Предлагаю примеры конспектов уроков английского языка с применением проектной технологии.

«Как ты проводишь свободное время?»-7 класс

«Справочник туриста. Времена года и погода в Ельце» -6 класс

«Урок-экскурсия по Лондону»

Активно использую элементы проектной технологии в организации внеклассных мероприятий. В 2016 году я провела внеклассное мероприятие «Веселого Рождества» в начальной школе с применением проектной технологии –созданием поздравительной открытки и письму Деду морозу. Применение проектной технологии на начальном этапе обучения иностранным языкам дает возможность развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения обучающегося в образовательный мир. В 2013 году провела внеклассное мероприятие «Хэллоуин пати» для обучающихся 5-х классов в рамках темы «Праздники» с использованием проектной технологии. Обучающимися был подготовлен прикладной краткосрочный групповой проект о традициях празднования Хэллоина в англоговорящих странах, который способствовал развитию страноведческого и культурологического интереса у обучающихся.

Активное использование проектных технологий позволило мне обобщить педагогический опыт на тему « За активное использование проектных технологий в образовательной деятельности» на всероссийском уровне.

Использование метода проектов в учебной деятельности доказало его эффективность в практике обучению иностранному языку по всем видам деятельности: увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор обучающихся, развиваются коммуникативные навыки, стремление самостоятельно добывать и использовать новые знания. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Активное вовлечение обучающихся в проектную деятельность в частности способствовало достижению положительных образовательных результатов.

https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/05/12/metod-proektov-na-urokakh-angliyskogo-yazyka

Post Author: Администратор

Перевести