Бондаренко Т.И.,
учитель английского языка,
МБОУ СОШ №5,
Новосибирская область, г. Бердск
Индивидуальный подход при обучении иностранному языку в школе
Важной целью обучения иностранному языку в школе является научить применять учеников полученные знания в повседневной жизни. Мотивация в данном случае очень важна, потому что только мотивированный школьник способен эффективно учиться, независимо от оценок, которые он получает за хорошо проделанную работу, независимо от мнения других о себе и своих знаниях. Мотивированные ученики начинают развивать желание самостоятельно приобретать знания без внешнего давления и затем применять их на практике. Можно выделить несколько факторов, повышающих мотивацию: положительные эмоции в процессе изучения иностранного языка, чувство успеха, познавательный интерес, положительные результаты, внутренняя и внешняя мотивация. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Учитель должен создать благоприятную атмосферу в классе, создать для ученика условия для успеха. Энтузиазм позволяет достичь высоких результатов, а если учебная деятельность имеет положительные эмоции, то это дополнительный мотивирующий фактор для новой, более интенсивной деятельности. Ощущение успеха, по мнению психологов[1], также играет большую роль. Чем больше учащихся преуспевает в учебной деятельности, тем больше вероятность того, что они выполняют новые задачи. Поэтому учитель должен применять индивидуальный подход и подбирать задания так, чтобы они были выполнимы для каждого ученика.
Так же учителю следует уделить большое внимание развитию познавательного интереса учеников к изучению иностранного языка. Учитель может использовать примеры из жизни учащегося, положительные отзывы о его работе в классе и его способностях или найти что-то новое и интересное из огромного количества материалов.
Ничто не может оставаться новым в течение долгого времени, учитель должен уметь использовать рефлекс внимания, чтобы научить ученика материалу так, чтобы этот материал начал иметь самостоятельное значение для него. Знание результатов является своего рода обратной связью, которая помогает им узнать о своих успехах или неудачах. Мотивация будет увеличиваться, если учащиеся видят результаты своей работы, уточняют информацию о том, что нужно изменить или исправить, видоизменить. Положительные результаты особенно поощряют и стимулируют их. Внешняя и внутренняя мотивация, способна повысить качество образования. Внешняя мотивация, имеющая на своей основе факторы внешнего мира, выражается в различных формах поощрения: оценка, похвала, результат (сертификат, медаль), переход к внутренней мотивации, основанной на личных желаниях и потребностях учащихся (удовлетворенность процессом и результатами, необходимость самосовершенствования, желание узнавать новое и др.).
Необходимо следить за тем, чтобы учебные мероприятия соответствовали не только возрастным возможностям, но и имели оптимальный уровень сложности, поощряли проявление умений и компетентности учеников. Учителю следует корректировать уровень сложности задания, увеличивая его каждый раз, чтобы дать учащимся право выбора, не ограничивая их свободу. Предпочтительнее выбирать учебные задания с элементом новизны, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Для успешной учебной работы в преподавании иностранного языка важно иметь представление о реальном уровне развития самостоятельности, мотивации, знаний и умений учащихся по данной теме.
Составной частью сложного процесса изучения иностранного языка является внеклассная и аудиторная учебная деятельность. Домашнее задание-это связующее звено, которое сочетает в себе образование и самообразование, «формирует волю и характер учащихся, развивает последовательность и точность, инициативность, изобретательность, укрепляет веру в собственные силы, привносит позитивное отношение к работе» [6]. Необходимость домашнего задания обусловлена формированием навыков самостоятельной работы и подготовкой учеников к самообразованию [2].
Как показывает практика, домашнее задание полностью зависит от индивидуальных особенностей, способностей, организации и уровня самостоятельности. Может быть использован для предоставления учащимся в классе заданий, похожих на домашнее задание, как способ проверки, и что домашнее задание должно служить основой для более сложных видов заданий [3].
Таким образом, при обучении иностранному языку учитель должен развивать познавательный интерес учеников, выбирать адекватные дидактические цели и наиболее эффективные методы обучения, большое значение следует придавать подбору учебного материала, используя индивидуальный подход.
Список использованной литературы:
1. Д. Б. Эльконин. Образовательная среда школы. – Рига, 2001. – Р. 292.
2. Окон В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – Р. 382.
3. Пассов Е. И. Методика преподавания чтения без перевода на иностранный язык. – Владимир, 1991. – 187 с.
4. Пидкасистый П.И. Проблемы современной дидактики. - М.: Vlados, 1999. – Р. 360.
5. Подласый И. П. Педагогика. В 3 книгах. Книга 2. Теория и технология обучения. - 2-е издание-М.: Владос, 2007. – Р. 575.
6. Рабунский Е. С. Дифференциация преподавания как форма организации учебного процесса / / Теория и практика образования в современном мире: материалы II интерна. Научной Конф. – спб.: Renome, 2012. – Р. 132-136.
7. Рахманина М. Б. Типология методики преподавания иностранных языков. – М., 1998. – Р. 210.
8. Селевко Г. К. Педагогические технологии, основанные на активизации, интенсификации и эффективном управлении образовательным процессом: методический материал. – М.: НИИ школьных технологий, 2005,. – Р. 288.9. Соловьева Е. Н. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Просвещение, 2002. – Р. 239.
10. Зимняя И. А. Психология преподавания иностранных языков в школе. - М.: Просвещение, 1999. - Р. 245.

Post Author: Администратор

Перевести